Молодежная субкультура – это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей. Участников деструктивных объединений отличает: претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее); уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных; убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения); общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон); ослабление связей с родственниками, прежними друзьями; замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.
В МАОУ «Батыревская СОШ №1» с родителями проводят просветительские работы по профилактике вовлечения детей в наиболее распространенные на территории РФ деструктивные субкультуры. Все они так или иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей. Чем это грозит? Молодые люди в деструктивных организациях — фактически просто человеческий материал, инструмент для кукловодов-идеологов. Такой кукловод может направить подобную массу в любое русло – протестные акции, массовые беспорядки, преступления и т.п. Но даже и при отсутствии подобного лидера идеология того или иного движения требует от его участников «геройских поступков», которые зачастую связаны с нарушением закона.
Действенным фактором привлечения молодых людей к различным деструктивным молодежным субкультурам являются виртуальные сети. Закрытые группы без цензуры плодятся в виртуальном пространстве, затягивая несовершеннолетних, не способных вовремя распознать угрозу и противостоять ей, в свои сети под любым предлогом (приглашение в игру, вознаграждения, бонусы, «лайки»). Кроме того, интернет - сообщества позиционируют себя как братство, члены которого всегда вступятся за товарища в непростой жизненной ситуации.
Лучший способ защитить ребенка от негативного влияния культуры – это развивать у него умение принимать решения самостоятельно. Для того чтобы сформировать такой навык, важно советоваться с подростком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения. А также необходимо научить ребенка говорить «нет», владеть разными формами отказа.
В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!
Педагог- психолог Гаврилова А.Н.