Методические рекомендации по подготовке и проведению урока памяти в образовательных организациях по теме: «Проект «Дорога памяти» как памятник победе советского народа в Великой Отечественной войне»

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока памяти в образовательных организациях  по теме: «Проект «Дорога памяти» как памятник победе советского народа в Великой Отечественной войне» 

Цель урока – привлечение учащихся к участию в проекте «Дорога памяти» (далее - ДП). 
Задачи урока:

1. Рассмотрение причин необходимости сохранять память о Великой Отечественной войне.

2. Мотивирование учащихся изучить историю своей семьи, города, региона. 

3. Формирование у молодого поколения понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством. 4. Формирование у учащихся чувства любви к Родине, гордости за свою страну, развитие уважительного отношения к героическому военно-историческому прошлому России.

5. Сохранение памяти о героях и их подвигах, развитие на этой основе готовности молодежи к достойному продолжению их дела на службе Отечеству.

6. Формирование и развитие духовно-нравственной основы личности молодого поколения. 


I. Подготовка к проведению урока.

1. Знакомство с сайтом проекта «Дорога памяти» doroga.mil.ru и foto.pamyat-naroda.ru, просмотр презентационное видео.

2. Организаторам урока рекомендуется, предварительно согласовав с образовательной организацией, дать ребятам 6-11 классов и выше задание (за которое выставляется отдельная оценка по предметам «История»/«Обществознание») подготовить сочинение или реферат на тему: «Мои героические предки»/ «Наши земляки-герои». 

3. В городах и населенных пунктах есть немало проспектов, улиц, площадей, скверов, которые названы именами героев. В ходе подготовки урока попросить учащихся ознакомиться с историей присвоения им имени героев и рассказать об этом на Уроке. 

4. Использовать кино-, видео и фотодокументы, посвященные мужеству и героизму соотечественников при защите Родины.

 5. Организаторам урока рекомендуется связаться с советом ветеранов своего муниципального образования и договориться о встрече с выдающимся земляком на уроке либо по месту жительства. В ходе этой встречи полезно организовать аудиозапись, видеозапись, фотосъемку либо запись воспоминаний героя о подвиге. 

По возможности на проекторе продемонстрировать заполнение его карточки на сайте foto.pamyat-naroda.ru. 

 
II. Ход урока.

 В начале урока обратиться к учащимся с вопросами, подводящими к теме проекта ДП, вопросы должны быть максимально персонализированы: кто из вас знает историю своей семьи в годы войны? Кто может назвать имена своих предков, участвовавших в ВОВ? Как ты думаешь – каково им было? А как бы ты поступил на их месте? 

Продемонстрировать учащимся видеоролик о ДП и инициировать дискуссию о его содержании. Задать вопросы открытой тематики.

Обсуждение необходимо подвести к следующему: духовно-историческая основа нашей Родины – это содружество народов, веками совместно живущих на общей земле, в российском обществе и государстве. Наши предки своими силами, умом и трудом создали и благоустроили для жизни нашу страну, защищали её от врага и восстанавливали после войны. Поэтому мы должны помнить наших героев! Это долг нашего поколения, т.к. наши героические предки подарили нам мирную жизнь.

 Организовать выступления учащихся с подготовленными заранее рефератами и сочинениями (2-3 выступления), провести короткое обсуждение по итогам докладов.

Финальной обязательной частью занятия является демонстрация учащимся процесса добавления данных о ветеране на сайт проекта ДП foto.pamyat-naroda.ru. Это следует сделать с показом действий на большом экране через проектор, либо (при отсутствии оборудования) объяснить учащимся на примере распечатанных скриншотов экрана. Демонстрацию сопровождать подробными комментариями. 

Если к уроку удалось привлечь ветерана – обязательно обеспечить добавление общих данных о нем на сайт – при наличии проектора это будет наглядным примером. Дать одному ученику или группе задание по сбору дополнительной подробной информации об этом ветеране и добавлению ее на сайт (отсканировать его фотографии, письма военных лет, добавить его рассказы и воспоминания о боевых действиях). 

В качестве вывода к уроку обозначить ученикам необходимость сохранения исторической памяти и, в частности, памяти о своих предках.  


III. Работа после окончания урока.

После проведения занятия организовать в течение 2-3 недель слушание докладов учеников 6-11 классов о своих героических родственниках на уроках истории или обществознания, выставлять участникам оценки по итогам докладов.

При отсутствии информации о родственнике задать доклад о герое-земляке, именем которого названа городская улица/площадь. К докладам о своих родственниках прикладывать скриншот из личного кабинета на сайте проекта ДП, на котором 
видна информация о добавленных родственниках.

Пример скриншота и требования к нему далее:  
При подготовке Урока целесообразно использовать следующие ресурсы: 
1. doroga.mil.ru 
 2. pamyat-naroda.ru