Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в
Батыревском районе
САНЭПИДСОВЕТ
РЕШЕНИЕ
«06» апреля 2017 г. № 2
Об организации горячего питания учащихся общеобразовательных организаций, летних оздоровительных организаций и мерах по улучшению качества питания детей в школах Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского, Яльчикского районов |
Заслушав и обсудив информацию руководителей отделов образования Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского, Яльчикского районов, заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе Петрянкиной С.Е. санэпидсовет
р е ш а е т:
1. Принять к сведению информацию об организации горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений и мерах по улучшению качества питания детей в школах Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского, Яльчикского районов.
Одной из первоочередных задач в общем комплексе мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей и подростков является рациональное питание. При этом особое значение имеет обеспечение адекватным питанием школьников, у которых протекают интенсивные процессы роста, развития и вместе с тем недостаточно выраженная сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
На учете территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе состоят 75 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 10258 детей и подростков, в том числе по Батыревскому району- 27 общеобразовательных организаций с количеством 4109 детей, из них в МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» во вторую смену обучаются 39 учеников, по Комсомольскому району - 21 общеобразовательное учреждение в них обучаются 2739 детей, Шемуршинскому району - 11 общеобразовательных школ с количеством 1497 детей, в Яльчикском районе - 16 общеобразовательных школ, в них обучаются 1913 учащихся.
По данным отделов образований администраций Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского, Яльчикского районов охват горячим питанием учащихся в 2016 году в образовательных учреждениях Батыревского района составил 100%, в т.ч. двухразовым питанием – 48,94%, Комсомольского района – 97,4%, в т.ч. двухразовым питанием – 97,4%, Шемуршинского района – 100%, в т.ч. двухразовым питанием - 98,7%, учащиеся Яльчикского района получают однократное питание (обед) – 96,4%, по Чувашской Республике – 97,1%, в т.ч. двухразовым питанием – 42,4%. Обучающиеся начальных 1-4 классов в общеобразовательных организациях Батыревского и Шемуршинского районов горячим питанием охвачены 100%, Комсомольского района - 99,5%, Яльчикского района - 99,2% , по Чувашской Республике- 42,4%.
В целях исполнения государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» на 2012 -2020 г.г.) в Батыревском, Комсомольском, Шемуршинском, Яльчикском районах в 2016 г. приняты Постановления глав администраций «Об утверждении положения об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях», в
соответствие с которыми было предусмотрено льготное одноразовое питание (обед) из расчета 100% или 50% от стоимости обеда для учащихся из многодетных малообеспеченных семей, имеющих 5 и более детей в возрасте до 18 лет, а также бесплатное двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Батыревском районе в целях реализации данного положения в 2017 г. из местного бюджета выделено 367,200 тыс. рублей (в 2016 г.- 267,300 рублей). В 2016/2017 учебном году льготное питание получают 72 ученика из многодетных и малообеспеченных семей, 10 детей с ОВЗ без наличия инвалидности. С апреля 2017 г. планируется охватить всех детей с ОВЗ обучающихся на дому с сухим пайком.
В Комсомольском районе льготное питание обучающихся дотируется из местного бюджета и предоставляется следующим категориям: детям с ограниченными возможностями здоровья (бесплатное питание); детям из многодетных семей на каждого ребенка 30% от стоимости питания; детям из неблагополучных семей (бесплатное питание). Из местного бюджета в 2016 г. на указанные цели выделено 111,510 тыс. рублей, на 2017 г. - 274,091 тыс. рублей. С начала нового 2016/2017 учебного года льготным питанием охвачено 82 ребенка, из них 37 детей из многодетных семей, 32 ребенка из неблагополучных семей и 13 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Шемуршинском районе в 2016 г. 35 детей с ограниченными возможностями здоровья получали бесплатное питание, 85 школьников из многодетных и малоимущих семей - 10% от стоимости питания. В 2017 г. из местного бюджета выделено 200,0 тыс. руб. на льготное питание, в том числе на обеспечение бесплатным 2-х разовым горячим питанием 21 ребенку с ОВЗ и 29 детям-инвалидам, 10% льготным питанием от стоимости питания- 60 детям из многодетных и малоимущих семей.
В Яльчикском районе в 2016 г. льготное питание не получали из запланированных 11 детей с ОВЗ, на указанные цели финансовые средства выделялись. В 2017 г. из местного бюджета выделено 128,744 тыс. руб. на обеспечение бесплатным 2-х разовым горячим 13 детям с ОВЗ и 9 детям с ОВЗ обучающихся на дому с выплатой денежных средств на питание.
В общеобразовательных школах питание школьников в основном проводится самостоятельно. В Батыревском районе в 7 школах услуги питания школьников оказывает ООО «Общепит Батыревский», в Шемуршинском районе в 2-х школах – ООО «Шемуршинский коопторг» согласно муниципальным контрактам. Поставку продуктов питания и продовольственного сырья во всех общеобразовательных учреждениях по 4 районам осуществляет 21 поставщик.
Вопросы улучшения материально-технической базы школьных столовых, выделения средств из местного бюджета на компенсацию стоимости горячего питания школьников отражены в целевых программах «Развитие образования», в 2016 г. выделено и освоено 638,3 тыс. рублей в Батыревском районе, 1 628,132 тыс. рублей в Комсомольском районе, 1500,0 тыс. рублей - в Шемуршинском районе, 542,5 тыс. руб. – в Яльчикском районе.
Финансирование школьного питания полностью осуществляется за счет денежных средств, вносимых родителями учащихся. В среднем сбор родительских взносов составляет 500-700 рублей в месяц на 1 ребенка. Средняя стоимость питания составляет 40-60 рублей, в том числе: обед – 25 - 40 руб., завтрак- 15- 20 рублей. Продукция растениеводства (картофель, свекла, морковь, капуста, лук репчатый) заготавливается с приусадебных участков, овощи используются на удешевление питания. В образовательных учреждениях районов в школьных столовых проводится профилактика йоддефицитных состояний йодированной солью. Во всех общеобразовательных учреждениях районов разработано примерное меню, состоящие из завтрака и обеда, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет), с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона.
Несмотря на проводимую работу, имеется ряд проблем по организации качественного и безопасного питания учащихся общеобразовательных школ:
- в столовых образовательных учреждений отсутствуют необходимый набор помещений и соответствующее оборудование, позволяющих осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность блюд, и его реализацию: в Батыревском районе - 2 пищеблока из 27 (7.4%) («Новоахпердинская ООШ», МБОУ «Бахтигильдинская ООШ»); в Комсомольском районе - 3 пищеблока из 21 (14,3%) (МБОУ «Старочелны-Сюрбеевская СОШ», МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ», МБОУ «Нюргечинская СОШ»); в Шемуршинском - 2 пищеблока из 11 (18,2%) (МБОУ «Чукальская НОШ», МБОУ «Байдеряковская ООШ»). Во всех столовых, имеющих цеховое деление и предусмотренных для работы по полному технологическому циклу, отсутствуют цеха вторичной обработки овощей, помещения для обработки яиц и нарезке хлеба, регламентируемые санитарно-эпидемиологическими требованиями;
-не выполняются ежедневные нормы питания в общеобразовательных школах по мясу, молоку, творогу, рыбе; в рационе питания практически отсутствовали яйцо, кисломолочные продукты, сыр, фрукты; в питании школьников используют мясные полуфабрикаты фабричного производства (котлеты); мясо заменяются колбасными изделиями;
- не все дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, получают дотации на удешевление стоимости питания и не обеспечены бесплатным или льготным горячим питанием;
- не создана единая система поставщиков пищевых продуктов в образовательные учреждения республики, что не позволяет организовать централизованный завоз, контроль качества и безопасности продуктов, закупку продуктов непосредственно у предприятия — изготовителя;
- не используются пищевые продукты обогащенные йодом и другими микронутриентами (кроме обогащенного хлеба и йодированной соли);
-отсутствует производственно-лабораторный контроль качества готовой продукции и питьевой воды на пищеблоках;
- во всех школах контроль за качеством питания проводится администрацией школы, из-за отсутствия в организациях медицинских работников, калькуляторов; бракераж готовой пищи проводился формально - не проводился бракераж каждой партии готовой кулинарной продукции.
Основной проблемой учреждений при организации школьного питания остается недостаточное финансирование, для оплаты горячего питания учащихся используются средства родителей, в связи с чем фактическое меню составляется с учётом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом ухудшилось качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям в Комсомольском районе и удельный вес нестандартных проб воды из источников водоснабжения по санитарно-химическим показателям составил 60% - по общей жесткости, содержанию нитратов (3 пробы из 5), в Шемуршинском районе 33,3% -по содержанию железа (1 проба из 3), по Чувашской Республике по микробиологическим показателям составил 2,3%, санитарно-химическим показателям- 6,7%. За январь-март 2017 г. нестандартные пробы воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям отмечены в Батыревском районе - обнаружены ОКБ, ТКБ, по показателю мутности, по содержанию нитратов - (в структурном подразделении д.Чувашские Ишаки МБОУ «Долгоостровская СОШ»). В 2015 г. нестандартные пробы по санитарно- химическим показателям были в Батыревском районе- 82,35% (14 проб из 17), в Комсомольском районе 16,67% (2 пробы из 12), по микробиологическим показателям- в Батыревском районе- 5,13% (2 пробы из 39).
Удельный вес нестандартных проб готовой продукции в 2016 г. по микробиологическим показателям в образовательных учреждениях Батыревского района составил 2,05% (1 проба из 49 исследованных проб - МБДОУ «Шыгырданский детский сад Сандугач»), (в 2015 г.-0,0%), Комсомольского района - 4,08% (2 пробы из 31- МБОУ «Чичканская СОШ»- готовое блюдо мясо птицы), (в 2015 г.-6,1%), Яльчикского района -6,25% (1 проба из 16, обнаружена БГКП в салате из свежей капусты). (в 2015г.-0), по Чувашской Республике за 2016г. - 1,08% проб.
Из исследованных проб готовых блюд отклонение калорийности блюд в суточном рационе выявлено в Яльчикском районе- МБДОУ ДС «Шевле», что составило 10%, по Чувашской Республике - 6,04%.
С нового 2016/2017 учебного года охвачены плановыми проверками 9 общеобразовательных учреждений Батыревского, Комсомольского, Яльчикского районов (МБОУ «Чичканская ООШ» Комсомольского района, МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района, МБОУ «Яльчикская СОШ», МБОУ « Больше Яльчикская СОШ им. Г.Н.Волкова» Яльчикского района, МБОУ «Первомайская СОШ им. Васлея Митты» Батыревского района, МБОУ «Чурачикская СОШ» Комсомольского района, МБОУ «Долгоостровская СОШ» Батыревского района, МБОУ «Токаевская СОШ», МБОУ «Чепкас-Никольская ООШ»).
В ходе контрольно - надзорных мероприятий были выявлены недостатки по оснащению школьных столовых и соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при их функционировании:
При проведении плановой выездной проверки МБОУ «Чичканская ООШ» Комсомольского района Чувашской Республики, выявлены следующие нарушения:
- моечные ванны для ополаскивания столовой посуды, стаканов (бокалов) не оборудованы гибким шлангом с душевой насадкой и металлической сеткой с ручками, в мясорыбном и овощном цехе к моечным ваннам, к умывальным раковинам в обеденном зале, не поступает горячая вода;
-на пищеблоке не выделен отдельный производственный стол для обработки сырой птицы;
-в мясорыбном и овощном цехе на полу линолеумное покрытие не заделано под плинтуса;
-не представлены на пищевые продукты и продовольственное сырье, поступившие на пищеблок школы, сопроводительные документы (сертификаты соответствия, декларации о соответствии), подтверждающие их качество и безопасность (на крупу, рыбу, сосиски, соль поваренную, творожок);
- в рационе питания учащихся не включены молоко, мясо говядины, яйца, кисломолочные продукты, сыр;
-для питания детей используется молочный продукт (творожок традиционный сладкий с изюмом) на основе растительных жиров;
- журнал бракеража скоропортящихся пищевых продуктов заполняется не полностью, не указываются дата и час фактической реализации продовольственного сырья пищевых продуктов по дням, конечный срок реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов;
-не осуществляется контроль за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья, подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания ( в расчете на один день на одного человека, в среднем за 10дней), не ведется ведомость контроля за питанием;
-не представлены меню-раскладки с содержанием количественных данных о рецептуре блюд;
- в моечном помещении пищеблока не вывешена инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств;
- результаты лабораторных испытаний воды питьевой не соответствовали по санитарно-химическим показателям - по общей жесткости, по содержанию нитратов (результат исследования общей жесткости 24,0 0Ж, результат исследования нитратов 89,8 мг/дм3);
-результаты лабораторных испытаний готового блюда (мясо птицы отварное) не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, обнаружены бактерии группы кишечной палочки.
При проверке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н.Волкова» Яльчикского района Чувашской Республики, установлено, что не организован лабораторный контроль за качеством выпускаемой продукции и не представлены за 2015 г. и за период январь- октябрь 2016 г. протоколы лабораторных исследований выпускаемой продукции (готовых блюд) по микробиологическим показателям, суточного рациона питания на калорийность, выхода блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре; 3-го блюда на определение С-витаминизации; смывов на микробиологические и паразитологические показатели; воды питьевой на микробиологические и санитарно-химические показатели в порядке производственного контроля,
-по результатам лабораторных испытаний готового блюда (салат из свежей капусты), проведенных аккредитованной лабораторией филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике–Чувашии в п. Вурнары», не соответствовала гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, обнаружены бактерии группы кишечной палочки; в 1-ом из 10-ти исследованных смывов обнаружены БГКП;
-на пищеблоке детского сада используются деревянные толкучки, разделочные доски для разделки сырых и готовых пищевых продуктов с дефектами (щели, зазоры), кухонная посуда для молока, 2 блюда (подлива), третьего блюда с отбитой эмалью;
При проверке МБОУ «Чурачикская средняя общеобразовательная школа» Комсомольского района Чувашской Республики, установлено:
- за период с сентября 2015 г. по октябрь 2016 г. не организован лабораторный контроль за качеством выпускаемой продукции и не представлены за 2016г. протоколы лабораторных исследований выпускаемой продукции (готовых блюд) по микробиологическим показателям, суточного рациона питания на калорийность, выхода блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре; 3-го блюда на определение С-витаминизации; смывов на микробиологические и паразитологические показатели; воды питьевой на микробиологические и санитарно-химические показатели в порядке производственного контроля,
- результаты лабораторных испытаний воды питьевой, проведенных ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в пос.Вурнары» из водопроводного крана на пищеблоке не соответствовали по санитарно-химическим показателям по общей жесткости (результат исследования общей жесткости 8,3 0ж, гигиенический норматив не более 7,0 0ж);
В ходе плановой проверки в отношении МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа имени Ваçлея Митты» Батыревского района Чувашской Республики, установлено:
- не проводится контроль за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья, не ведется «Ведомость контроля за рационом питания», не осуществляется подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания (в расчете на 1 день на одного человека, в среднем за неделю или за 10 дней);
- по результатам лабораторных испытаний воды из водопроводного крана на пищеблоке, проведенных ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в пос.Вурнары», проба воды не соответствовала гигиеническим нормативам по общей жесткости (фактические показатели- 8,0+1,2 ).
При проверке МБОУ «Долгоостровская средняя общеобразовательная школа» Батыревского района Чувашской Республики выявлены нарушения:
-в горячем цехе пищеблока местами покраска на стенах потрескалась, стены местами потемнели от повышенной влаги и сырости;
-на пищеблоке используется столовая посуда (тарелки) с отбитыми краями;
-пищеблок недостаточно оборудован решетчатыми полками, стеллажами для сушки кухонной посуды, инвентаря, столовой посуды (бокалов), на момент проверки часть чистой кухонной посуды хранятся на неисправном жарочном шкафу, часть на подоконнике; для технологической обработки сырых и готовых продуктов недостаточно производственных столов: отсутствуют производственные столы с маркировками «СК»- сырые куры, «ВО» -сырое мясо, «СР»- сырая рыба, «ВР» -рыба вареная; разделочные доски для разделки мяса сырого, овощей сырых, кур вареных, хлеба выполнены из прессованной фанеры;
-внутренняя поверхность металлического шкафа, используемого для хранения пищевых продуктов, заржавела, не поддается влажной уборке, в том числе с применением моющих и дезинфицирующих средств;
-гигиеническое покрытие производственного стола для разделки хлеба не отвечает требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами: поверхность стола выполнена из дерева и окрашена краской;
-в МБОУ «Долгоостровская СОШ» и обособленном структурном подразделении в д.Чувашские Ишаки не организован лабораторный контроль за качеством выпускаемой продукции, не организована искусственная С-витаминизация третьего блюда;
- в обособленном структурном подразделении «Чуваш - Ишаковская начальная школа- детский сад» поваром не соблюдаются рекомендации по отбору суточных проб: отбирается суточная проба не от каждой партии приготовленных блюд не оставляются порционные блюда,
- результаты лабораторных испытаний воды питьевой из шахтного колодца обособленного структурного подразделения «Чуваш - Ишаковская начальная школа - детский сад» не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям: обнаружены ОКБ, ТКБ, по показателю мутности, по содержанию нитратов;
-примерное меню не согласовано с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе в установленном порядке;
-по меню занижен вес ( объем ) порций блюд для обучающихся: выход составляет 150 граммов при норме 200-250 граммов для детей с 11 лет и старше; мяса, рыбы- 50 граммов при норме 80-120 для детей с 7 до 11 лет, 100-120 граммов для детей с 11-лет и старше;
-в примерном меню отсутствуют сведения о содержании витаминов и минеральных веществ в каждом блюде, в фактическом меню не включены яйца, сыр, творог.
При проверке МАОУ «Токаевская СОШ» Комсомольского района:
- в буфетных всех групповых ячеек, на пищеблоке моечные ванны для мытья столовой посуды не оборудованы гибкими шлангами с душевыми насадками для ополаскивания столовой посуды; в 2016 г. не проводился производственно-лабораторный контроль за качеством выпускаемой продукции и питьевой воды на пищеблоке.
При проверке МБОУ «Чепкас- Никольская ООШ» Шемуршинского района, установлено:
- примерное десятидневное меню не согласовано территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике- Чувашии в Батыревском районе в установленном порядке;
- в складском помещении психрометр для измерения температуры воздуха и относительной влажности в нерабочем состоянии;
-на пищеблоке емкости из полиэтилена для непищевых целей используются для хранения и технологической обработки пищевых продуктов и промаркированы «для зелени», «гастрономия», «для чистых яиц»;
- в «Журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья» не указаны номера документов, подтверждающих безопасность принятого пищевого продукта,
- фактический рацион питания школьников не соответствует утвержденному примерному меню (обед не полный, состоит из первого или второго блюда, салата из свежей капусты)
- повар не привит против вирусного гепатита А, дизентерии Зонне;
-по результатам лабораторных испытаний воды питьевой, не соответствуют по санитарно-химическим показателям - по общей жесткости, результат исследования 7,8+1,20Ж и по содержанию железа - результат исследования 0,61 +0,09 мг/дм3.
Территориальным отделом в Батыревском районе за период подготовки и функционирования оздоровительных учреждений проведено 17 проверок (в 2015г. – 23), в т.ч. плановых 7 (2015 - 6), внеплановых -10 (2015г. – 17) с проведением лабораторных исследований. В ходе проверки оздоровительных учреждений выявлены нарушения обязательных требований:
- не своевременное и не надлежащее ведение необходимой документации на пищеблоке;
- составление рациона питания без учета рекомендуемого среднесуточного набора пищевых продуктов, в меню допускается повторение одних и тех же блюд;
- не соблюдение условий хранения пищевых продуктов в соответствии с действующей нормативной и технической документацией;
- отсутствие сопроводительных документов (декларации о соответствии и др.), подтверждающих происхождение, качество и безопасность на продовольственное сырье и пищевые продукты;
- использование столовой посуды с отбитыми краями.
В ходе совместных с прокуратурами районов проверок образовательных учреждений по организации питания были установлены нарушения в части отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность поступающей на пищеблоки продукции (декларации о соответствии, сертификаты соответствия и др.), отсутствие соответствующих маркировок на единицах упаковки продукции, снижение вес мясных и рыбных блюд и т.п.
За 2016 г. с учетом поступивших материалов из прокуратуры района по рассмотренным протоколам об административных правонарушениях вынесено 60 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов на общую на сумму 159500 рублей. За истекший период 2017 г. по результатам проведенных проверок вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов на общую на сумму 17 тыс.рублей, выданы предписания, вынесены представления в адрес учредителей, 1 материал передан для рассмотрения в районный суд, судом вынесен штраф на сумму 10,0 тыс. рублей (в 2015г.-37 постановлений на сумму 109600 рублей)
При организации летней оздоровительной кампании в 2016 году были привиты против Зонне 17 работников пищеблоков образовательных учреждений Батыревском районе, В Комсомольском районе - 21, в Шемуршинском районе-1, в Яльчикском районе- 18. Против вирусного гепатита А - 9 чел. в Батыревском районе, в Комсомольском районе- 8 чел., в Шемуршинском районе- 1, против вирусного гепатита А- 1 чел.
2. Начальникам отделов образования администрации Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского, Яльчикского районов, директорам общеобразовательных организаций:
2.1. Обеспечить обязательное медицинское сопровождение при организации питания в образовательных учреждениях с проведением мониторинговых исследований состояния здоровья учащихся.
2.2. Провести совещания с организаторами горячего питания учащихся, поставщиками продуктов питания в образовательные учреждения по вопросу качества пищевых продуктов, ценообразования и стоимости горячего питания.
2.3. Предусмотреть выделение средств на 100% охват бесплатным питанием учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и учащихся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
2.4. Усилить контроль за организацией горячего питания в организованных коллективах, функционированием технологического оборудования пищеблоков, соблюдением меню и норм питания по основным продуктам питания, а также санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоках;
2.5. Создать единую систему поставщиков пищевых продуктов в образовательные учреждения районов, предусмотрев централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов, закупку продуктов непосредственно у предприятий – изготовителей.
2.6. Проводить претензионную работу с поставщиками продовольственного сырья в случае поставки на пищеблоки образовательных учреждений продукции не соответствующей требованиям по качеству и безопасности.
2.7. Решить вопрос по комплектованию организаций, осуществляющих питание детей, квалифицированными работниками, повышению уровня квалификации должностных лиц и поварского персонала.
3. Руководителям образовательных организаций районов:
3.1. Разработать новые и (или) доработать имеющееся перспективное меню с учетом материально-технической базы пищеблоков в образовательных организациях и получить разрешительный документ в установленном порядке в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе.
3.2. Обеспечить выполнение натуральных норм питания на 1 ребенка в день во всех организованных коллективах.
3.3. Обеспечить организацию производственного контроля за качеством питания учащихся в соответствии с периодичностью, рекомендуемой СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
3.4. Использовать имеющиеся производственные помещения в пищеблоках строго по назначению.
3.5. При заключении договоров на организацию питания и поставку продуктов питания в образовательные и оздоровительные учреждения учитывать материально-техническую базу организаторов питания и поставщиков, наличие в штате квалифицированного персонала, транспорта для поставки продуктов в данные учреждения, наличие контроля качества и безопасности продуктов.
3.6. В питании школьников использовать йодированную соль и пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
3.7. Активизировать работу по повышению культуры здорового питания среди детей, педагогов и родителей.
3.8. Не допускать организацию дополнительного питания в буфетах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами без согласования ассортимента с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Батыревском районе.
3.9. Не допускать к работе работников без гигиенического обучения и периодического медицинского осмотра.
4. Начальникам летних оздоровительных учреждений:
4.1. Обеспечить за 1 месяц до начала открытия летних оздоровительных лагерей проведение вакцинации против дизентерии Зонне и вирусного гепатита А работников пищеблока и лиц, контактирующих пищевыми продуктами, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике-Чувашии от 30.03.2017 г. №2 «Об иммунизации по эпидемическим показаниям против гепатита А, дизентерии Зонне работников учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в 2017 году»
5. Главным врачам лечебно-профилактических организаций районов:
5.1. Включать в должностные обязанности медицинских работников, обслуживающих обучающихся школ по договору, контроль за организацией питания.
5.2. Организовать проведение иммунизации работников пищеблоков общеобразовательных учреждений против дизентерии Зонне, вирусного гепатита А в рамках Национального календаря профпрививок по эпидпоказаниям согласно плану профпрививок в 2017 году.
6. Поставщикам пищевых продуктов в образовательные организации, организаторам питания:
6.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологических режимов, санитарно-гигиенических требований, установленных нормативными правовыми актами, при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
6.2. Осуществлять хранение и перевозку пищевых продуктов в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности.
6.3.Обеспечить наличие сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность поставляемой продукции, обеспечивающих их прослеживаемость (декларации о соответствии и д протокола лабораторных испытаний в рамках производственного лабораторного контроляр.), наличие соответствующей маркировки в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза на каждый вид продукции.
6.4.В случае выявления пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям, незамедлительно принимать меры по изъятию их из оборота.
7. Главному врачу филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» в Батыревском районе Н.М. Сергеевой:
7.1. Улучшить качество проведения профессиональной, гигиенической подготовки и аттестации работников общеобразовательных учреждений.
7.2. При проведении гигиенического обучения и аттестации начальников и работников пищеблоков летних оздоровительных освещать вопросы профилактики пищевого, водного путей распространения острых кишечных инфекций, в т.ч. дизентерии Зонне и вирусного гепатита А.
8. Заместителю начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике -Чувашии в Батыревском районе С.Е. Петрянкиной:
8.1. При проведении контрольно-надзорных мероприятий обращать особое внимание на организацию горячего питания детей и подростков, уделив вопросам:
- соблюдения условий поставки и хранения продуктов питания, наличие документов, подтверждающих качество и безопасность поступающих продуктов;
- соблюдения технологии изготовления готовых блюд и кулинарных изделий, в том числе С-витаминизации третьих блюд и сроков их реализации, особенно салатов;
- исправности технологического, холодильного оборудования, достаточности и применение по назначению разделочного оборудования;
- качества питьевой воды, отсутствие аварий на системах разводящей водопроводной сети; организации питьевого режима: наличие питьевых фонтанчиков или воды, расфасованной в емкости;
- созданию условий для соблюдения личной гигиены работников столовой, учащихся и педагогов и наличие запаса моющих и дезинфицирующих средств.
- наличие примерных меню, их соответствие требованиям санитарного законодательства и выполнение;
8.2. Осуществлять контроль за выполнением выданных предписаний и представлений в установленные сроки; контроль документов, подтверждающих соответствие продовольственного сырья и пищевых продуктов требованиям технических регламентов Таможенного Союза.
9. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике -Чувашии в Батыревском районе Петрянкину С.Е.
Председатель санитарно-эпидемиологического совета,
Начальник территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике - Чувашии
в Батыревском районе О.Б. Такмакова